«Главный подозреваемый» - классический английский детектив, речь в котором на этот раз идет о женщине-офицере, борющейся за право не только быть признанной в мужском коллективе, но и за право им управлять. Умная, упрямая, независимая, отличный профессионал во всем, что касается работы, Джейн Теннисон (ее играет изумительная британская актриса русского происхождения Хелен Миррен) совершенно не умеет строить длительные отношения с мужчинами в личной жизни и постепенно попадает под сильнейшую алкогольную зависимость. Весь фильм ей приходится искать баланс между работой и личной жизнью. Как правило, побеждает работа.
Сюжет сериала – не скучен, в дополнение к основной детективной составляющей поднимает достаточно серьезные социальные проблемы, актеры – на уровне. Жаль только, что исполнитель одной из ключевых ролей в сериале, который снимался не один год, был заменен (видимо, были объективные причины). Но смотреть сериал стоит уже ради одной Хелен Миррен. Она просто великолепна, как всегда.
Для тех, кто знает особенности детективного жанра, давно не секрет, что при подозрении человека в самом начале сюжета, к финалу он становится если не святым, то хотя бы просто невиновным во всех грехах, которые прочило ему правосудие. Небольшой сериал «Главный подозреваемый» к исключениям не относится, поэтому при обнаружении героями изуродованного трупа девушки козел отпущения был найден в рекордные сроки и практически мгновенно. И это при том, что зрителю предстоял еще просмотр четырех часовых серий.
При подробном рассмотрении подозреваемого можно сделать вывод, что он выступает идеальной кандидатурой, т.к. признался в том, что девушка села к нему в машину в качестве проститутки, на его рубашке нашли ее кровь, а ранее он был осужден за изнасилование. Казалось бы, расколоть его проще простого, но это дело сопровождается чередой удивительных событий, которые заставляют зрителей засомневаться в виновности подозреваемого уже во второй серии.
Во время расследования ведущий это дело инспектор умирает от сердечного приступа, после чего начальство поручает раскрытие преступления женщине. Последнее событие повергло в шок весь отдел, т.к. сложнейшее преступление будет расследовать не видавший виды полицейский, а, хоть и сотрудник отдела, но все же, представительница слабой половины. Еще более удивительным становится то, что новый следователь поверил подозреваемому, который пытается доказать правоохранителям, что с криминальной жизнью давно покончено и главным его желанием является создание семьи и законопослушная жизнь. В определенный момент при недостатке улик и с учетом слов подозреваемого его можно и отпустить, но внезапно открывающиеся факты круто меняют ситуацию.
В отделении, где проходит расследование, всплывает череда убийств, которые были совершены годы и месяцы назад в разных районах, но с определенным почерком. При этом факты настолько связаны друг с другом, что мгновенно превращают казалось бы законопослушного человека в безумного маньяка. Очевидно, что правоохранителям стоит только надавить на подозреваемого, чтобы он открыл все карты и этим поставил жирную точку в запутанном деле.
В течение всего мини-сериала зритель не может понять, кто перед ним – страшный убийца или ни в чем не виновный человек, который постоянно пытается доказать свою непричастность к веренице кровавых убийств. Противоречивый образ также отлично вписывается в парадоксальную ситуацию, при которой в государстве с хорошо организованной судебной системой убийца может спокойно разгуливать на свободе, т.к. у следствия есть только косвенные улики и один подозреваемый, вина которого не доказана. В данном случае цена правды действительно велика, а следствию необходимо приложить титанические усилия, чтобы попытаться взять под стражу истинного виновника. Хотя на самом деле подозреваемого могли бы «расколоть» еще в начале второй серии, когда парень убитой девушки (Ральф Файнс) заявляет, что она не была проституткой.
Прототипом Джорджа Марлоу в данном случае выступил реальный серийный убийца Гэри Риджуэй, которого называли «Убийцей с Грин Ривер». Он с самого начала следствия проходил подозреваемым, но оставался безнаказанным в течение целых двадцати лет, т.к. был убежден, что у полиции нет улик, которые смогли бы доказать его виновность. К тому же он каким-то чудом смог успешно обойти детектор лжи, который предоставлял данные в его пользу. В данном случае можно проследить четкую взаимосвязь фильма с реальной ситуацией. У Риджуэйя и Марлоу жертвами становились проститутки, в обоих случаях проводилась тщательная подготовка к каждому делу, а также использовался «не засвеченный» автомобиль. Они оба могли отлично врать, а Риджуэй, к тому же, работал на заводе, начал отношения с подружкой и смог завязать с вредной привычкой. Любопытным фактом также выступает то, что фильм был выпущен в 1991 году, а Риджуэя арестовали только спустя 10 лет!
Дело в том, что еще с конца восьмидесятых годов Риджуэй числился главным и не единственным подозреваемым в этом запутанном деле, но умудрился еще пятнадцать лет водить правоохранителей за нос. Именно поэтому в кино зритель постоянно находится в недоумении, т.к. перед ним может быть как страшный серийный убийца, так и ни в чем не виновный человек, который может грамотно доказать свою непричастность к делу. Стоит отметить, что эта история-предположение выступила первой в длинном британском сериале, а также стала качественным, работающим с материалом образцом.
Нужно упомянуть и о том, что Марлоу приписывали шесть жертв, что и было известно следствию по реальному делу на тот момент, как снимался фильм. Уже после того, как арестант решил сотрудничать с правоохранителями, они узнали, что всего на его счету сорок восемь жертв. Кстати, столько же пожизненных сроков и получил реальный убийца на момент раскрытия дела.
В кино помимо детективной составляющей существует и социальная – это навязчивая защита прав женщин. Нетипичный образ женщины-инспектора обыгрывается с юмором, когда даму пытаются поставить наравне с младшими сотрудниками-мужчинами, что вызывает уважение и интерес к фильму. К тому же у героини своя драма – из-за ситуации на работе она отдаляется от мужа. Несмотря на это, феминистский перебор скрасил уровень профессионализма актрисы и ее образ с типичными мужскими качествами. Хелен Миррен идут образы по типу Айн Рэнд или Королевы, поэтому в обществе многое повидавших полицейских она представлена не менее значимым персонажем, чем представители мужского пола.
Кстати, именно мужчины тормозили ход данного дела, т.к. со временем появилось подозрение, что покойный инспектор, а также его живые коллеги имели сексуальные отношения с представительницами самой древней профессии. Также в их число входили те проститутки, которые стали жертвами страшного серийного убийцы. В какой-то момент кажется, что маньяком может оказаться один из тех, кто работает в полиции, но такая версия не оглашается, исходя из рамок традиционной логики детективов.
Подводя итоги о сериале из четырех частей, стоит сказать, что он представляет собой триллер в лучших его традициях, который затрагивает важнейшие остросоциальные вопросы, обходясь без погонь, стрельбы и массы интриг. При этом кино остается в рамках добротного спокойного детектива.